22.10.2021
|
Soft skills

Как преодолеть прокрастинацию и вернуться к работе?

Боремся с внутренним прокрастинатором и побеждаем.
Автор статьи
Татьяна Блинова
Тимлид методического отдела

Телеграм-канал Татьяны - @metodichka_online

Я опытный методист и работаю в онлайн-образовании более 20 лет. По второму образованию я психолог и несколько лет была бизнес-тренером. Конечно, меня интересуют темы личной эффективности, тайм-менеджмента и методы, которые помогают быть в ресурсе и успевать больше. 

При этом довольно часто я ловлю себя на прокрастинации. Я откладываю задачи, пропускаю дедлайны, замираю перед каким-то делом и иногда неделями не могу сдвинуться с мертвой точки. 

В статье расскажу, как я выхожу из этого состояния. Уверена, эти приемы помогут и вам справиться со внутренним прокрастинатором и вернуться к продуктивной работе. 

Вы прокрастинируете? Значит, вы мыслите!

Сразу скажу, что не считаю прокрастинацию тотальным злом. Прокрастинация, то есть откладывание на потом, нависание над задачей, когда вы думаете: «С чего начать? Может быть, вернуться к вопросу завтра, когда будут свежие идеи?» – примета думающего человека и думающего методиста онлайн-курсов. 

Вы прокрастинируете, потому что:

  • задумываетесь о том, как сделать онлайн-обучение эффективнее
  • ищете креативные подходы
  • осваиваете новую для себя сферу. 

Эта ситуация может быть полезна, когда вы останавливаете бег, чтобы спланировать путь и уменьшить количество импульсивных решений. 

Другая сторона медали: прокрастинация может привести нас к выгоранию, конфликтам с коллегами и заказчиками (например,когда от нас ждали концепцию онлайн-курса, а мы «зависли»), снижению самооценки. Так себе результат. 

Поэтому мое предложение: превратить прокрастинацию из состояния, которое захлестывает нас с головой, в управляемое состояние. 

Самое важное, что стоит понимать про прокрастинацию: она возникает, когда вы думаете, что не сможете… А вы сможете!

Вот несколько шагов, которые помогают мне справляться с внутренним прокрастинатором. 

Еще по теме: Из чего состоит рабочий день методиста?

Шаг 1. Дайте себе время

Мне очень нравятся слова Дэвида Огилви, которого называют «отцом рекламы»: «Хорошую идею нельзя родить по щелчку пальцев – ее нужно выносить». 

Отсюда принцип: если вам предстоит сделать что-то новое (спроектировать новый продукт или решить творческую задачу), закладывайте время на инкубирование идеи. 

В это время можно:

  • исследовать информацию по теме. Например, поинтересоваться, какие есть подходы к решению этой задачи, как работают конкуренты, можем ли мы использовать практики из других ниш.
  • сформулировать вопрос, который нужно решить и назначить себе дедлайн. Например, ближайшие 2 часа я размышляю над тем, какую практику включить в новое занятие на курсе. 
  • после того, как мы четко разобрались, над чем думать, полезно на какое-то время переключиться на другие задачи. В этот момент возникают интересные идеи, которые обычно не рождаются, если мы слишком сфокусированы на проблеме. 

Шаг 2. Поставьте личную цель

Ответьте на вопрос: «Зачем лично мне заниматься этой задачей?» Может быть, с ее помощью я смогу:

  • заработать деньги на что-то приятное
  • потренироваться в решении новых типов задач и стать более востребованным методистом
  • получить интересный проект в портфолио
  • заработать уважение коллег и т.д. 

Когда есть личная цель, которая привлекает, перейти от прокрастинации к действиям куда проще. 

Например, в моем планере я нахожу задачу: «Актуализировать текст на лендинге онлайн-курса к определенному числу». И я прокрастинирую... Но потом думаю о том, что с помощью этой задачи я: 1) потренируюсь в написании маркетинговых текстов и в переводе с «методического» языка на «человеческий»; 2) получив этот опыт, смогу брать новые типы задачи и расти как методист. 

И я приступаю к задаче уже не с мыслью: «Надо делать, а так не хочется!», а с мыслью: «Ух ты, интересно разобраться!»

Шаг 3. Уточните задачу

Иногда мы не можем начать работать, потому что не понимаем, как приступить к задаче. Какой результат от нас ждут? Как нам прийти к этому результату из точки, где мы находимся сейчас?

Если вы понимаете, что именно в этом причина прокрастинации:

  • попросите у заказчика пояснений. Каким он видит результат? А каким будет не идеальный результат, а вполне допустимый? Может быть, вы откладываете, потому что задача кажется необъятной, а заказчику нужен от вас не шедевр, а небольшой набросок. 
  • попросите примеры работ. Всегда хорошо иметь перед глазами образец результата, чтобы понимать, что вы с заказчиком одинаково видите задачу. 
  • вспомните похожие кейсы из своей практики. Как вы решали задачу в прошлый раз? Возможно, знакомый механизм подойдет и в этом случае?

Шаг 4. Сделайте первый шаг

Иногда стоит начать работать – и вы втягиваетесь в рабочие процессы, а внутренний прокрастинатор засыпает. 

Поделюсь приемами, которые лично мне помогают включиться в работу. Я удаленный специалист, так что не все приемы подойдут офисным работникам. 

  • переодеться в более официальную одежду до начала рабочего дня. Даже удаленно я не работаю в пижаме, потому что это меня демотивирует. Лучше одеться так, как будто собираешься в офис
  • включить музыку в начале дня. Было время, когда я как методист вела несколько параллельных проектов и включала разную музыку, когда работала над ними. 
  • включить приложение «Focus To Do» и работать по методу помодоро

Еще несколько советов, как справиться с прокрастинацией:

  • поставьте таймер на 5 минут и начните работать. Обычно этого времени хватает, что втянуться в рабочие задачи
  • сместите фокус. Если не получается приступить к задаче, отложите ее, но не работу в целом. Например, если я чувствую, что не готова сейчас общаться с заказчиком по поводу нового проекта, я могу вместо этого написать текст для лендинга. 
  • придумайте бонус, которым вы наградите себя, завершив «зависшую» задачу
  • выберите одну главную задачу на день, с которой вы обязательно справитесь сегодня
  • фиксируйте задачи и ставьте галочки, когда вы их выполняете
  • в конце рабочего дня оцените, как много вы успели. И похвалите себя за это.

Надеюсь, мои советы помогут вам преодолеть прокрастинацию и перейти к активным действиям. Удачи!