12.11.2021
|
Трудоустройство

Как перестать откладывать карьеру на потом?

Разбираем основные страхи и сомнения и учимся с ними справляться.
Автор статьи
Семен Фогель
Психолог, андрагог

Страх — это нормально

Короткий ответ на вопрос, почему мы откладываем карьеру на потом, звучит так: потому что нам очень страшно. Страшно что-то менять, страшно пробовать свои силы в новой сфере, сталкиваться с новыми вызовами. 

Я консультирую людей, которые хотят перейти в новую сферу, начать новый этап карьеры. Сам я делал такой переход трижды — через боль, страх и ненависть к себе. 

И первое, что я говорю своим клиентам: страх — это нормально. Совершенно нормально бояться перемен, испытывать неуверенность, злость на себя, даже чувство вины перед близкими. 

Но не стоит застревать в этом чувстве и тратить ресурсы и энергию на то, чтобы оставаться в ситуации неопределенности. 

В статье я расскажу, как справляться с сомнениями и страхами, связанными со сменой карьеры. 

Еще по теме: Как выбрать профессию в сфере онлайн-образования?

Сомнение 1. «А вдруг мне показалось?»

Эта мысль посещает каждого человека. Мы думаем: «Мне интересна новая сфера, а там, где я работаю сейчас, все кажется скучным. А вдруг мне показалось? Вдруг на самом деле я не хочу ничего менять, и это временная блажь?»

Что делать?

Сделайте простое упражнение. Сядьте поудобнее и представьте, что на своей работе вы останетесь навсегда. Ничего не изменится, и вы будете год за годом заниматься тем же, чем вы зарабатываете и сейчас. Представили? А теперь проанализируйте, какие чувства вы испытываете в связи с этим? Радость, покой, удовлетворение? Или печаль, безысходность, тоску?

Если второе, то стоит задуматься о том, а где бы вам хотелось работать и чем заниматься? Посмотреть, возможно, есть направление, которое подходит вам больше. 

Несколько лет назад у меня была работа с высокой зарплатой и руководящей должностью. Но когда я сделал это упражнение, я понял, что не хочу этим заниматься. Я испытывал ужас при мысли, что я буду год за годом оставаться в одном и том же контексте и говорить на темы, которые мы обсуждаем с коллегами сейчас. Я еще не знал, что хочу поменять, но ощущение было очень ярким. 

Сомнение 2. «Я боюсь идти в новую сферу. Это как выход в космос. Здесь уже все знакомо, а там я могу не справиться»

Если мы представляем себе переход в новую сферу как выход в космос, в тотальную неизвестность, это действительно пугает. Но на самом деле переход в новую профессию — это не один большой судьбоносный шаг. Это серия маленьких шагов, каждый из которых вам сделать вполне по силам. 

Что делать?

Если вам интересна новая профессия вы можете:

  • узнать, как устроена работа в ней
  • изучить вакансии на рынке
  • разобраться, где вы можете получить навыки, которых вам пока не хватает
  • посмотреть, сколько вы будете получать как начинающий специалист и на какой доход сможете претендовать через полгода-год
  • пройти обучение по новой профессии.

Каждый из этих шагов выглядит вполне реальным и посильным. 

Сомнение 3. «Я уже не в том возрасте, чтобы менять работу\профессию»

Самое интересное, что такое сомнение может появиться в любом возрасте. Даже 20-летних может посещать мысль, что они что-то не успели, что есть 15-летние, которые уже добились большего — например, стали звездами на тик-ток. 

Что делать?

  • подумайте о преимуществах, которые есть у вас. Допустим, вы не будете самым юным сотрудником в компании. Но что с того, если у вас есть жизненный опыт, аналитические навыки, умение быстро учиться и многое другое, чем не могут похвастаться более молодые люди. 
  • выберите ролевую модель, то есть историю человека, который добился успеха в зрелом возрасте. Это могут быть основатель Макдональдса Рей Крок или основатель KFC Харланд Сандерс. Или Харрисон Форд. 
  • опирайтесь на себя, а не на мнение окружающих. У вас есть силы и желание освоить новую профессию? Тогда используйте их. 

На моей консультации была женщина, которая работала на одном и том же месте 35 лет. В ее трудовой книжке было одно-единственное место работы. И сменить работу ей было непросто. Но когда она смогла, перед ней открылся новый мир. 

Еще по теме: 10 признаков, что пора менять работу

Сомнение 4. «Вдруг меня не одобрят в моем окружении. Решат, что я неудачник, раз хочу бросить то, что есть, и начинать с нуля»

Мы часто боимся что-то менять, опасаясь, как это оценят знакомые и близкие. Здесь помогает опора на себя. Будет грустно, если решения в вашей жизни будет принимать за вас кто-то другой. 

Что делать?

  • Подумайте, где вы можете найти людей, которые поддержат ваше стремление к переменам. Например, активное сообщество можно найти во время обучения на онлайн-курсе. 

Там вы познакомитесь с людьми, которым также, как и вам, интересно саморазвитие. И поймете, что вы не одиноки. 

Сомнение 5. «У меня нет времени учиться, чтобы сменить сферу работы. Лучше я отложу этот вопрос до времени, когда я буду посвободнее»

Реальность в том, что времени никогда не хватает. И через год, и через два, скорее всего, вы будете слишком загружены, чтобы что-то менять. 

Что делать?

Найдите час времени в день, который вы будете тратить на обучение. Возможно, чтобы найти этот час, вы:

  • откажетесь от ежедневного просмотра ютуб-роликов, как коты пьют чай
  • пропустите новый сезон любимого сериала
  • перестанете просматривать соцсети, чтобы отдохнуть. 

Лучше всего, если вы зафиксируете этот час под обучение и не будете занимать его другими делами. 

Сомнение 6. «Что если я не заработаю в новой сфере столько, сколько зарабатываю сейчас? Или совсем не смогу найти работу?»

Совершенно нормально — опасаться за свое финансовое состояние. Поэтому мой совет — не увольняйтесь сразу, как только вам пришла в голову идея получить новую профессию. Дайте себе время на то, чтобы подготовиться к плавному переходу. 

Что делать?

  • сформируйте подушку безопасности. В идеале ее должно хватать на 6 месяцев жизни на приемлемом для вас уровне комфорта
  • узнайте, сколько начинающие специалисты зарабатывают в той сфере, куда вы собираетесь перейти
  • узнайте, что нужно знать и уметь, чтобы зарабатывать больше
  • пройдите обучение новой профессии
  • получите первый опыт работы в новой сфере. Например, в формате стажировки или проектной работы. 

Одним словом, действуйте постепенно, и все получится. 

Что делать, если страх не дает принять взвешенное решение?

Бывает так, что нам настолько тревожно, что сил на действия почти не остается. Нас могут пугать, например, мысли о том, что мы рискнем и останемся ни с чем. Или потеряем и работу, и семью, потому что жена уйдет к кому-то поудачливее. 

Но все эти страшные картинки, которые мы прокручиваем в голове раз за разом — не реальность. Это всего лишь картинки в нашей голове. 

Снизить тревогу можно с помощью упражнения. Когда вам страшно, не пытайтесь загнать неприятные ощущения в темный уголок сознания. Вместо этого остановитесь и проанализируйте. Вычлените из клубка негативных впечатлений мысли, ощущения и образы. Это может выглядеть так:

Шаг 1. «О, я испытываю тревогу. Сделаю-ка я несколько глубоких вдохов и выдохов». 

Шаг 2. «Давайте разберемся, как я понимаю, что я тревожусь. Ага, у меня холодеют руки и возникают неприятные ощущения в животе». 

Шаг 3. «А почему я все это чувствую? Потому что я сейчас представил, как я прихожу к жене и говорю ей: «Дорогая, я хочу бросить свою работу директора по продажам и стать продюсером онлайн-курсов». А она мне отвечает: «Ты с ума сошел? У тебя же ничего не получится, и мы останемся без средств к существованию. А еще у нас кредит. Как мы его будем платить?»

Когда мы анализируем то, что чувствуем, вычленяем мысли, ощущения и образы, мы как будто разбиваем 100-килограммовый камень на несколько камней поменьше. И каждый из них становится уже не таким опасным. 

Интенсивность переживания снижается, и мы можем принять решение. 

Если вы чувствуете, что у вас есть силы на то, чтобы учиться новому — учитесь. Если вы проигнорируете собственные желания, энергии и сил станет меньше. Организм просто перестанет выделять силы, которые вы не используете. 

Ко мне на консультацию приходят люди, которые не учились ни разу со дня окончания вуза. И это большая проблема в мире, где все так быстро меняется и главная черта, которая поможет вам быть успешными — это адаптивность. 

В мире, в котором мы живем, нет ничего стабильного. Кто мог предположить, каким будет 2020 год? Кто еще 10 лет назад мог сказать, что видеокассеты и даже диски окажутся невостребованными?

Поэтому я предлагаю не искать стабильности, а осваивать новое, учиться и с интересом смотреть в будущее.