23.03.2021
|
Трудоустройство

Как выбрать профессию без иллюзий?

Советы от карьерного консультанта. 
Автор статьи
Елена Резанова
карьерный консультант, автор книг «Никогда-нибудь» и «Это норм!» 

Сайт

Инстаграм

На карьеру современного человека может приходиться несколько поворотов, когда мы останавливаемся, анализируем и определяемся, куда двигаться дальше. 

Поэтому в любом возрасте человек может задать себе вопрос: «Как выбрать работу, которая мне точно подойдет?» И в попытке найти ответ на этот вопрос совершать много действий:

  • пролистывать справочники профессий, надеясь найти подходящую
  • проходить тесты по профориентации
  • мучительно вспоминать, кем мечтал стать в детстве
  • составлять план по смене карьеры
  • часами размышлять и анализировать. 

Выбор в таком случае может затягиваться на месяцы или годы. На консультации ко мне приходили люди, которые пребывали в состоянии выбора 2-3 года, а кто-то 15 лет. Представляете, как долго мы пытаемся найти классный, правильный, идеальный ответ на этот вопрос?

Я хочу сберечь ваше время и сразу подсказать ответ на вопрос: «Как выбрать работу, которая мне точно подойдет?» И это ответ «Никак». 

Мы не можем, выбирая «на берегу», понять, какая профессия будто специально создана для нас. Поскольку чаще всего оказывается, что мы не умеем предсказывать, что сделает нас счастливыми. 

Как люди выбирают профессию?

Приведу несколько примеров.

Однажды в Facebook я попросила подписчиков рассказать, как они впервые встретились с работой мечты. И они прислали истории. 

Например, Юлия, которая работала юристом, а потом стала учителем рисования для детей, рассказала вот что: «Я подарила семилетней дочке моей подруги холст и краски. А подруга говорит: теперь приходи и научи, как этим пользоваться. Я согласилась и, когда мы рисовали, подумала: «Вот бы каждый день этим заниматься! Учить детей рисовать. Или просто рисовать вместе с ними, поддерживать их и вдохновлять». Вышла тогда от подруги и почувствовала себя другим человеком. Очень была довольна и счастлива!». 

А еще одна Юля, которая работала преподавателем в университете, открыла для себя профессию гида: «А я открыла журнал с вакансиями не в «своей» рубрике. Увидела предложение: гид для гастрономических экскурсий. И меня как током ударило: город и гастрономия, рассказывать и быть проводником — что может быть интереснее?»

Эти и многие другие истории объединяет тема большого инсайта. В какой-то момент вас как будто ударяет током — и вы находите себя. 

Но проблема в том, что такие истории — только одна сторона медали. Потому что когда в Facebook я попросила рассказать о том, как люди чем-то увлеклись, но ничего не получилось, я тоже получила десятки сообщений. 

Например, специалист по маркетинговым исследованиям Настя рассказала: «Я хотела чего-то более творческого и вдохновляющего. Я восхищалась двумя знакомыми флористами, довольными жизнью и профессией. Представляла, как будет чудесно составлять букеты днями напролет, а не время от времени. Я пошла учиться. Получила диплом, много удовольствия, но вместе с тем адскую боль в спине и сильный ожог от клеевого пистолета. Никогда, никогда я не буду этим зарабатывать деньги».

А вот история финансиста Елены: «Я поняла, что хочу быть фуд-фотографом! Пошла учиться. Очень быстро осознала, что фуд-фотография требует педантично занудного выверения кадра вплоть до миллиметра и 100 500 попыток на каждый снимок. А вот это совсем не про меня».

Обратите внимание, что эти люди тоже столкнулись с большим инсайтом. Была тема, которая им откликнулась, и это переживание было очень эмоциональным, очень сильным. Но правда в том, что вы можете испытать инсайт любой силы, но это только эмоция. И она не означает, что вы нашли правильный ответ. 

Я предлагаю считать любой инсайт, любое озарение гипотезой. И исходить из позиции, что в  момент выбора все, что у нас есть, — это гипотезы, которые стоит проверить реальностью. 

Еще по теме: Как НЕ надо искать работу на рынке онлайн-образования?

Как проверять гипотезы?

Чтобы проверить гипотезу, создавайте карьерный прототип на безопасной территории. Как это можно делать?

  • обучение. Я имею в виду не фундаментальное обучение на 5 лет, а курсы, демо-классы и другие варианты, когда вы можете приблизиться к новой теме, понаблюдать, как работают профессионалы, пощупать своими руками, как тема выглядит изнутри. 
  • стажировка. Она может быть включена в обучение, и это классный формат. 
  • наблюдение за теми, кто уже там. Выберите как минимум 10 людей, которые уже делают ту работу, в которой вы хотите себя попробовать. Посмотрите, что делают эти люди, в каком формате работают, сколько стоят их услуги, какой у них стиль жизни. Подумайте, похоже ли это на то, чем бы вам хотелось заниматься. 
  • тест-драйв формата. Важный пункт и когда вы хотите идти работать в найм, и когда вы хотите открывать свой бизнес. Проверьте, можете ли вы работать, когда над вами нет начальника. Для многих абсолютная свобода становится большим бременем. 

Тест-драйв формата — это когда вы берете небольшой проект и пробуете выполнить его самостоятельно, вне привычных рабочих рамок, которые, например, задает ваш руководитель. 

В этот момент вы проверяете не свою бизнес-идею. Вы проверяете себя. Как вам работается, когда утром вы проснулись, и нет ни одной задачи, присланной руководителем, ни одного запроса в почте. Сможете ли вы организовывать себя каждый день?

  • проектная работа в новой сфере. Можно найти работу на неполную занятость и, не бросая основной работы, попробовать заработать в новой сфере. 

К ситуации проверки гипотезы подходит принцип, которым пользуются стартапы: «ошибайся быстро, ошибайся дешево». 

Вот несколько комментариев от людей, которые проверяли свои гипотезы:

  • «Устроив себе месяц писательской жизни, я понял, что писать мне хочется максимум два часа в день».
  • «На курсе по маркетингу я осознал, что мне интересна не вся эта область, а только маркетинг экологичных продуктов».
  • «Выполнив несколько пробных заказов как веб-дизайнер, я ощутил, что мне очень нужно видеть людей».

После проверки гипотезы вы можете обнаружить, что новая сфера по-прежнему вас привлекает. А можете узнать, что работа, о которой вы мечтали, не совсем вам подходит. И то, и другое — отличный результат. 

Не застревайте в точке выбора

Ни один карьерный консультант не даст вам ответ на вопрос, чем вам нужно заниматься. Ни одно озарение — не гарантия попадания. У вас есть только гипотезы, и ваша задача — их проверить. 

И главный риск здесь — не ошибиться, а застрять в точке выбора и потратить всю энергию на колебания. Вы бесконечно взвешиваете «за» и «против», составляете списки, и, пока другие растут в своих сферах и достигают результатов, у вас только прибавляется сомнений.

Поэтому желаю вам формулировать гипотезы, быстро проверять их и двигаться дальше. На этом пути вас ждет много драйва и открытий. Удачи!

На курсах EdMarket мы готовим востребованных специалистов рынка онлайн-образования. У нас можно получить новую профессию в сжатые сроки, пройти стажировку в крупной образовательной компании или запустить собственный проект. Приходите учиться по направлениям:

Хотите попробовать учиться в EdMarket?