29.10.2021
|
Удаленная работа

Методист и деньги

Как методисту разобраться, сколько стоят его услуги на рынке онлайн-образования.
Автор статьи
Марина Литвинова
Директор по продукту EdMarket

Почему так сложно решить, сколько ты стоишь на рынке?

Каждый методист онлайн-курсов, начиная предлагать свои услуги рынку, сталкивается с одним и тем же вопросом: «Сколько стоят мои услуги?»

Этим же вопросом задается и заказчик, так как профессия новая и пул задач еще не очень понятен. 

Почему с ценником так сложно определиться, и особенно методисту? Я вижу несколько причин:

  • мы про добро, а не про бабло. Мне нравится мысль о том, что в онлайн-школе должен быть кто-то про добро, а кто-то про бабло. Кто-то — методист — думает о том, как создать качественный продукт. Кто-то — маркетолог, продюсер — думает о том, как на качественном продукте заработать. 

Мы не говорим о битве добра и зла и не утверждаем, что зарабатывать стыдно. Но часто случается так, что методисту очень сложно вести переговоры, касающиеся денег. У нас как будто сидит внутри убеждение — совершенно, кстати, несправедливое — о том, что деньги достаются ярким, тем, кто умеет себя продать, а мы не такие. 

  • нет понятного прайса на услуги методиста. Ценник специалистов, которые работают на рынке, очень разнится, в зависимости от опыта, специализации, просто умения методиста вести переговоры. 
  • задачи методиста сильно разнятся по трудоемкости

Например, задача разработать тест для онлайн-курса требует меньше усилий, чем задача создать интерактивный онлайн-курс. 

Еще по теме: Как методисту найти свой первый проект?

Какие условия сотрудничества существуют?

На каких условиях методист может договариваться о сотрудничестве с заказчиком? Основные варианты такие:

  • фиксированная ежемесячная заработная плата — в случае, если методист сотрудничает с онлайн-проектом постоянно и является штатным сотрудником
  • фиксированная оплата за конкретную задачу. Например, вы можете договориться об оплате за аудит онлайн-курса, создание программы онлайн-курса, проведение урока и т.д. 
  • оплата за час работы. В этом случае вы фиксируете время, которое требуется для выполнения той или иной задачи и получаете оплату по этому времени. Также учитываете сложность и трудоемкость задачи, ее типичность или нетипичность, так как нетипичная задача потребует больше опыта и ресурсов
  • бартер. Например, методист может согласиться выполнить задачу за доступ к онлайн-курсу или другую услугу
  • работа без оплаты — например, за кейс для портфолио, за возможность постажироваться, поучиться у опытного наставника. 

Зарплатная «вилка» методиста

Как я и сказала, стандартизированного прайса на услуги методиста на рынке онлайн-образования пока не существует. Но если говорить о ориентирах, то:

  • стоимость часа работы начинающего методиста на рынке начинается от 300-500 руб. Час работы методиста с опытом разработки 1-3 онлайн-курсов стоит уже 1 тыс. руб. или выше. Стоимость часа работы опытных методистов может доходить до 5 тыс. руб. 
  • зарплата начинающего методиста, который работает в проекте постоянно, начинается от 30-40 тыс. руб., и часто это неполный рабочий день. С опытом работы в профессии полгода — от 60 тыс. руб. Методический директор получает от 80-100 тыс. руб. 
  • разработка 1 онлайн-курса средней продолжительности — до 6-10 уроков — стоит от 30-50 тыс. руб. 

Как избежать форс-мажоров и получать оплату за свой труд?

Вот какие советы я могу дать начинающим методистам онлайн-курсов:

1) На старте в профессии вы можете выполнить 1-2 заказа бесплатно, но не увлекайтесь этой практикой

Я знала методиста, которая так боялась выходить на рынок и предлагать свои услуги за деньги, что набрала около 10 кейсов, работая без оплаты. 

Не идите по этому пути. Ваши работа и время должны оплачиваться. Плюс вы сами должны прочувствовать, что цените свое время.

2) Если соглашаетесь работать бесплатно, договоритесь, ради чего вы это делаете

Например, это может быть кейс в портфолио, отзыв работодателя, рекомендация. Но обсудите с заказчиком эти условия заранее. 

3) Решите для себя, за какую сумму вы готовы работать

Не соглашайтесь на меньшие условия, чем для вас приемлемы, даже если заказчик утверждает, что вы просите слишком много. Вы продаете свои время и знания и вправе хотеть справедливой оплаты за них. 

4) Если работаете на себя, составьте коммерческое предложение, где вы пропишете основные виды услуг и их стоимость. 

5) Не работайте без официального договора. В нем должны быть прописаны:

  • перечень работ, которые вы готовы выполнить
  • стоимость ваших услуг
  • порядок платежей. Например, работаете ли вы по предоплате или получите всю сумму только после одобрения заказчиком финального результата
  • сколько раз вы готовы дорабатывать итоговые материалы
  • сроки выполнения работ
  • есть ли надбавки за срочность 
  • ответственность сторон. Например, какую ответственность несет заказчик в случае, если не предоставит вам материалы для работы вовремя
  • можете ли вы использовать результаты своего труда в портфолио и в каком объеме. 

6) Сделайте подписание договора частью рутинной практики (совет Натальи Ульянко)

Уже на старте проговорите с заказчиком, что вы будете заключать договор, например, в формате: «Сотрудничество со мной как методистом происходит вот по такому сценарию: встреча, где мы обсуждаем детали сотрудничества, далее я пришлю вам коммерческое предложение, мы согласуем бриф, подпишем договор, далее я вышлю вам счет, который нужно будет оплатить в течение … дней согласно договору, а дальше начнем работу». 

7) Презентуйте подписание договора и согласование всех условий до старта работы как момент, выгодный для заказчика

Можно воспользоваться формулировками: «Давайте с вами пропишем все моменты, чтобы мы однозначно понимали друг друга». Или «Давайте зафиксируем договоренности, чтобы мы понимали, кто что делает и в какие сроки». 

Мнения методистов онлайн-курсов, членов Гильдии методистов EdMarket

Наталья Ульянко, методист онлайн-академии Beauty Education №1:

-Я работаю методистом больше года, но мне по-прежнему сложно оценить стоимость проектной работы. 

С постоянной работой проще: с работодателем мы договариваемся на оклад и на определенный круг задач. Если объем задач возрастает, я иду на переговоры с работодателем, и мы пересматриваем условия сотрудничества. 

С проектными задачами сложнее. 

Наталья Муратова, методолог проекта «Счастье в деятельности»:

  1. Я обязательно заключаю договор с клиентами и обязательно указываю количество итераций и их критерии. Это помогает избежать ситуации «Мне не нравится, но не знаю почему — переделайте». 
  2. Всегда четко прописываю результат работы и согласую с клиентом письменно, а затем включаю это описание в договор, чтобы избежать разночтений. В описание входят формат и объем предоставленного материала, перечень пунктов работы.
  3. Прием, который помогает мне вести переговоры: я показываю клиентам, что им самим удобно иметь договор, где прописаны условия нашего сотрудничества. 
  4. Я работаю только по предоплате: получаю аванс, выполняю часть задачи, согласую с клиентом, а оставшуюся часть выполняю только после получения следующей части оплаты. 

У клиента есть возможность увидеть промежуточный результат и убедиться, что он соответствует его запросу, а у меня — не работать бесплатно. 

Мария Райдер, руководитель обучения школы GetPublishEd:

-Когда я обсуждаю финансовый вопрос с потенциальными заказчиками, я ищу ответ на 3 основных вопроса:

  1. насколько мне интересен проект? Если мне очень интересна тема или нужен необычный текст в портфолио, я могу согласиться на меньший ценник или даже перенести его для себя из зоны «работа» в зону «удовольствие» и взять на волонтерских началах
  2. за какую сумму я готова работать над проектом и насколько мне интересно инвестировать свое время? Если не интересно — я отказываюсь.
  3. над изменением каких показателей я буду работать? Мне нравится договариваться с заказчиками, что моя оплата зависит от динамики показателей, на которые я могу повлиять. Например, от увеличения доходимости, роста NPS или уменьшения процента возвратов. 

Юлия Смольникова, продюсер-методист:

-Впервые с возгласом заказчика «Очень дорого» я столкнулась, когда опубликовала в соцсетях пост, что оказываю методические услуги. Тогда ко мне обратился продюсер, который вместе с экспертом работал на рынке инфобизнеса. 

И тогда я впервые задумалась о том, как важно ценить свой труд. 

Есть большой пул экспертов и других специалистов рынка, для которых ценность работы методиста не очевидна. Чаще всего такая ситуация возникает в инфобизнесе, где первая задача — продать курс и получить как можно больше клиентов. И лишь когда возникает ситуация, что доходимость у курса, низкая, а без доходимости нет отзывов и сложнее набрать следующий поток, возникает мысль пригласить методиста, который поможет сделать более качественный продукт. Но и в этом случае платить 30-50 тыс. руб. за переработку курса заказчики не готовы. 

Это не значит, что мы должны подстраиваться. Это значит, что мы должны понимать ценность наших услуг и диктовать рынку эту ценность. 

Елена Бочарникова, методист БЮ «Дизайн и UX» в «Нетологии»:

-В моей практике был случай, когда работодатель сразу полностью оплатил работу, но ее невозможно было выполнить. Он затягивал, передал материалы в последний момент, а потом оказалось, что сроки по проекту настолько горят, что уложиться в них невозможно. В этом случае мне было проще полностью вернуть деньги, несмотря на то, что часть работы была выполнена. Поэтому важно при заключении договора оговорить не только оплату, но и сроки предоставления материалов заказчиком. 

В целом я считаю, что мы готовы брать деньги за свою работу и вести переговоры о финансовой стороне, когда начинаем относиться серьезно к своей работе и к себе как к специалистам. Так что мой совет: договоритесь с собой, что вы серьезный ответственный специалист. Тогда будет проще транслировать эту мысль окружающим.