02.11.2021
|
Удаленная работа

Как развиваться в профессии начинающему методисту?

Как выйти из сумрака и заявить о себе как о профессионале. И как в этом поможет аккаунт в Инстаграм.
Автор статьи
Наталья Муратова
Методолог коучингового проекта Филиппа Гузенюка «Счастье в деятельности», выпускница EdMarket

С нуля до стабильного высокого дохода

В статье я расскажу, как начинающему методисту проявляться в мир и выходить из сумрака. 

И начну я со своей собственной истории. В 2019 году я закончила курс EdMarket «Методист онлайн-курсов». У меня был опыт преподавания, был бизнес-опыт. Но при этом не было никакого понимания, как выходить на рынок и искать первые заказы в роли методиста.

С этой точке я буксовала некоторое время. А потом пришел 2020 год и вместе с ним пандемия. Моя работа коучем закончилась, и я столкнулась со страхом оказаться без источников к существованию. Волей-неволей мне пришлось начинать мою карьеру методиста. 

В этом, кстати, мне очень помог EdMarket и его Центр карьеры. Я прошла через карьерную консультацию, составила резюме и смогла преодолеть страх и начать. 

Теперь, полтора года спустя, я делаю авторские курсы для крупных онлайн-школ, преподаю в EdMarket, WEBSARAFAN и «Синергии». Я счастлива в своей деятельности. 

Дальше расскажу про конкретные шаги, которые помогли мне прийти из точки «А» в точку «Б». 

Еще по теме: Как сменить профессию без потери в доходе?

Что важно сделать в самом начале?

Вот что сделала я на старте своей карьеры методиста онлайн-курсов. 

1) Поставила цель

Это была не просто цель «Хочу стать методистом онлайн-курсов и зарабатывать в этой профессии». Я прописала:

  • сколько я хочу зарабатывать через год
  • какие эмоции я хочу испытывать, работая в профессии
  • какие ценности я хочу нести
  • зачем мне нужно работать методистом. 

Все это дало мне заряд энергии. Я поняла, что точно хочу развиваться в профессии и готова преодолевать трудности и прикладывать усилия. 

2) Проанализировала вакансии

Я посмотрела на вакансии методистов и методологов онлайн-курсов и записала ответ на вопрос: «Что из задач я уже могу выполнять?»

Получился внушительный список. Например, я умею структурировать информацию, создавать учебный контент, вести переговоры с заказчиком, прояснять их запросы, проводить глубинные интервью. У меня есть опыт в этих задачах. 

Это помогло мне убедиться: я не новичок. Да, я начинающий методист, но у меня уже есть опыт, который будет полезен моим клиентам. 

И перейти от состояния: «Аааа, я ничего не знаю и всего боюсь» к состоянию «Оказывается, я уже многое умею». 

3) Провела SWOT-анализ личности

Я прописала:

  • какие у меня сильные стороны, какие достижения, что у меня получается лучше всего, за что меня хвалят в работе
  • что я пока не умею (а заодно как я могу «добрать» эти навыки)
  • какие возможности я вижу в профессии методиста
  • какие страхи у меня есть (и как я могу минимизировать риски). 

Это помогло трезво взглянуть на свою позицию. 

Я увидела, что у меня уже многое есть для старта в профессии. И — что не менее важно - я понимаю, чего мне не хватает и где я могу получить дополнительные навыки. 

В этой точке я подумала о том, что получать новые заказы может помочь аккаунт в соцсетях. 

Почему важно вести соцсети?

Ответ прост — потому что люди покупают у людей. Им важно познакомиться с вами, с вашим подходом к работе методиста. И это удобно сделать через соцсети. 

Свои первые отказы как методист я получила от потенциальных заказчиков, которые спросили: «А где можно про вас почитать?»

А почитать было совершенно негде. Я не была фанатом соцсетей, не вела их совершенно, и в моем инстаграме было несколько постов обо мне как о коуче, но искала-то я работу методиста. 

Я поняла, что теряю клиентов и наконец вышла в социальные сети. Теперь, полтора года спустя, 8 из 10 заявок от клиентов я получаю через Инстаграм. При этом мой аккаунт далек от идеала. В нем только 1600+ подписчиков, я не пишу о личном и у меня нет постоянного постинга. И это еще один аргумент в пользу того, что важнее не делать идеально, а просто делать. 

Что должно быть в инстаграме методиста онлайн-курсов?

Вот какие моменты помогают мне привлекать клиентов и получать заказы.

  • в профиле — обозначение «методист онлайн-курсов». Или «методолог». Или «педагогический дизайнер». 

Это ключевые слова, по которым клиенты ищут методистов в соцсетях. 

Ошибкой будет написать здесь «архитектор смыслов». Или «дизайнер образовательного опыта». Звучит поэтично, но вряд ли вас будут искать по такому запросу. 

  • краткий рассказ о вас и вашем опыте

Даже если этого опыта немного, расскажите об: образовании, опыте преподавания (в том числе офлайн), бизнес-опыте, кейсах, с которыми вы уже работали. Это можно сделать в постах, сторис или в таплинке.

  • отзывы о вас. Если их пока нет, можно привести обратную связь о вас ваших коллег или учителей. К тому же на старте небольшие заказы можно брать за отзыв. Но не увлекайтесь этой практикой. 2-3 заказов, которые вы выполните без оплаты, за кейс для портфолио, вполне достаточно 
  • описание услуг. Напишите подробно, за какой работой к вам можно обратиться, на чем вы специализируетесь. 
  • прайс на услуги. Скорее всего, вы не сможете указать точную стоимость, но хотя бы напишите «вилку». Так вы поможете клиенту сориентироваться. 

Кроме того, у меня есть вспомогательные документы, которые упрощают взаимодействие с клиентом:

  • пошаговое описание сценария нашего сотрудничества. Сценарий работы я взяла из вопросов потенциальных клиентов: как вы работаете? с чего начинаем? что входит в услугу? каким будет результат? когда оплата? когда мы заключаем договор?
  • бриф для бесплатной первой консультации. Я провожу 25-минутные консультации с новыми клиентами и перед ними прошу заполнить бриф, чтобы не тратить времени на консультации на общие вопросы. Кстати, такой бриф становится возможностью прояснить серьезность намерений. Бывает так, что клиент пишет: «У меня нет времени заполнять бриф». И это индикатор того, что сотрудничать не стоит, ведь клиент не настроен на серьезную работу. 
  • полезные материалы для клиентов. Например, после консультации клиент говорит: «Мне нужно подумать». Тогда в качестве бонуса я присылаю ему шаблон структуры урока и еще несколько материалов, которые он может изучить самостоятельно. 

Эти материалы еще и хорошие рекламные носители. В них есть мои контакты, и клиенты охотнее возвращаются к тому, кто уже дал им пользу и доказал профессионализм.

Страхи начинающего методиста, и как с ними справляться

Поделюсь несколькими «драконами», с которыми я столкнулась. И советую вам обходить их стороной. 

Ошибка 1. У меня нет подписчиков. Пока не буду делать посты. Вот наберется побольше аудитории, тогда начну

Начинайте писать в соцсетях, даже если у вас ни одного подписчика. Очень сложно собрать аудиторию в пустой аккаунт. Пусть сначала в вашем аккаунте только однокурсники и коллеги. Позже на вас подпишутся и потенциальные клиенты.

Ошибка 2. Я понятия не имею, о чем писать

Начните со SWOT-анализа, и у вас появятся десятки идей для постов. 

На его основе вы сможете сделать целую серию постов и сторис на темы:

  • почему вы методист? Что важного для вас есть в этой профессии?
  • какими сильными сторонами вы обладаете? Что вас выделяет среди других?
  • какие у вас есть страхи и как вы с ними справляетесь?
  • на какой опыт из других профессий вы опираетесь, работая методистом?

Скорее всего, у вас получатся искренние интересные посты, ведь вы будете писать о себе настоящим, о том, что вас волнует. 

Много материала для постов и сторис дает и обучение в онлайн-школе. Можно рассказывать о впечатлениях, инсайтах, интересных темах, которые вы прошли. 

Ошибка 3. Рынок переполнен методистами. Я не найду клиентов

Тысячи экспертов планируют запустить свои образовательные проекты и нуждаются в услугах методистов.

Как-то я посчитала, что мне достаточно получать 6 клиентов в месяц. Так неужели из тысяч потенциальных клиентов я не найду шестерых, которые захотят сотрудничать со мной?

Ошибка 4. Вот начну зарабатывать и найму сммщика. А пока придется мучиться самому

Я думала так некоторое время и страдала от необходимости что-то регулярно постить в соцсетях, записывать видео. На это уходило очень много энергии. 

А потом я выбрала 3 онлайн-школы, которые готовят специалистов SMM и написала им с просьбой порекомендовать мне их толковых выпускников. Они порекомендовали, я познакомилась с несколькими и выбрала девушку, с которой мы сотрудничаем уже несколько месяцев. 

Сначала — на условиях бартера. Она начинающий SMM-специалист и работала за кейс. Потом перешли к платному сотрудничеству. 

И я заметила, что стала больше зарабатывать с тех пор, как плачу за SMM 10-20 тыс. руб. каждый месяц. Больше мотивация получить отдачу за свои вложения. 

Поэтому мой совет: поищите начинающее SMM-специалиста, который поможет вам вести соцсети. 

Ошибка 5. Всем нужны опытные методисты, а я начинающий

Клиенты ищут очень разных специалистов. Очень часто я слышала от клиентов, что им не слишком комфортно работать с опытными: они слишком доминируют. Им было проще нанять начинающего специалиста, который сохраняет гибкость мышления и при этом может профессионально выполнять задачи. 

Поэтому не бойтесь выходить на рынок, даже если вы только начинаете. Ваша позиция молодого специалиста может стать вашим преимуществом, а не недостатком. 

В заключение скажу, что соцсети — это дверь, через которую к вам заходят клиенты. Так сделайте эту дверь заметной. Или — для начала — просто создайте эту дверь.